
23 апреля в рамках плана Субботней школы, была проведена консультация для родителей на тему: "Письменная речь. Проблемы с почерком. Состояние мелкой моторики." Учитель - логопед Смирнова Н.П. рассказала о причинах, типах и коррекции письменной речи.
Некоторые причины проблем с письменной речью и изменений почерка:
- Неправильная поза во время письма, некорректное рабочее место: мебель не по росту, плохая освещённость, неудобный материал поверхности стола, неподходящие канцелярские принадлежности.
- Недостаточный уровень развития мелкой моторики рук, мышечные зажимы.
- Низкий уровень развития пространственного восприятия. Трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками.
- Неврологические отклонения. Например, дисграфия — стойкое нарушение письменной речи в связи с дисфункцией нейронных связей в головном мозге.
- Стресс.
Некоторые типы нарушений письменной речи и почерка:
- Акустическое нарушение почерка. Характеризуется нарушенным распознаванием звуков. Человек не может различать схожие гласные, путает «О» и «У», согласные звуки.
- Оптическое нарушение почерка. Чаще диагностируется у пациентов младшего школьного возраста. Характеризуется несформированностью пространственных представлений. Человек добавляет лишние элементы при написании букв, путает буквы, которые близко расположены друг к другу в алфавите.
- Аграмаматическое нарушение почерка. Развивается при несовершенстве грамматической речи. Человек не в состоянии правильно связать большинство слов, ему трудно подобрать синоним к слову, описать что-либо.
- Артикуляторно-акустическое нарушение почерка. В устной речи человек неправильно произносит звуки, в письменной это отображается. При замене звуков в устной речи пациент меняет буквы и на бумаге.
- Нарушение почерка из-за недоразвитости языкового анализа. Развивается при отклонениях в восприятии и анализе. Человеку трудно выявить звук из слога, определить его порядковый номер в слове.
- Неспецифическое нарушение почерка. Развивается при отклонениях в психическом развитии, когда человеку не уделяли должного внимания в детстве.
Для коррекции проблем с письменной речью и почерком могут использоваться, например, упражнения для рук, задания на ориентировку в собственном теле, регуляцию возбуждения и торможения, программирование действий, развитие пространственного восприятия.